19 апреля 2016 года

Программа "Творчество" и эмоциональное развитие малыша.

"Однажды я заметила, что наша юная посетительница занятий по искусству по имени Сесилия захотела рисовать только одной краской - чёрной. Она рисовала широкими жирными мазками кисти и извела больше бумаги, чем её друзья по группе. После занятия ко мне подошла мама Сесилии и сказала, что девочка была очень расстроена всё утро. Нам обеим стало понятно, что через творчество малышка старалась выразить свой гнев, и это как раз было то, что нужно, чтобы день продолжился с улыбкой.

Когда детям исполняется полтора года, они начинают выражать эмоции, такие как гордость, удивление, замешательство и стыд. Сколько бы нам ни было лет, нам просто необходимо давать волю эмоциям. У взрослых есть возможность высказаться, дать себе физическую нагрузку или просто пойти "развеяться", дети же ограничены в возможностях выражать свои чувства. Когда они начинают "проявлять характер", они ещё не знают, как контролировать свои эмоции и, главное, как реагировать на эти эмоции. Дети могут выражать свои чувства через мимику, жесты, движения и - как в случае с Сесилией - через творчество.

Кроме того, дети получают важное знание, каким образом их действия влияют на окружающие их предметы. Педагог по искусству престижного университета Стэнфорд, США, Эллиот Эйснер выделяет достоинства художественного творчества в процессе развития детского мышления. Прежде всего, это осознание того, что действия ведут к результату. "Дети учатся тому, что мы воспринимаем как должное: они способны создавать образы при помощи материала, и это для них большое открытие и подспорье для развития веры в собственные силы".

Кроме того, важно, каким образом вы хвалите вашего художника. Уместно говорить: "Как здорово ты здесь работаешь кистью, создаёшь такие интересные линии", - вместо банального: "Хороший рисунок". Это будет стимулировать знания малыша. 

Занятия по искусству должны предоставлять выбор ребёнку из похожих материалов: к примеру, в его распоряжении должно быть бесконечное количество бумаги и множество разноцветных карандашей. Наиболее активные малыши нередко используют много бумаги и карандашей. Чем больше материалов доступно детям на занятиях изобразительному искусству, тем богаче опыт самовыражения. 

Сохраняйте творения своих детей и найдите достойное место детским рисункам: не просто маленькая "галерея" на холодильнике, но картины юного художника в красивых рамках по всему дому - это хороший знак для ребёнка, что его творения ценят. 

Часто бывает так, что в процессе художественного творчества дети наводят настоящий разгром. Они не контролируют, что можно и что нельзя. Кроме того, наведение беспорядка может стать следствием неудовлетворения или страхов. Если вы дадите своему ребёнку свободу изучать возможности изобразительного искусства, ему будет легче разобраться в премудростях общения и самовыражения. 

"Разгром" можно сделать менее болезненным процессом для родителей, если предоставить ребёнку возможность самовыражаться в специально предназначенном для этого пространстве: застелить пол клеенкой или газетами, приготовить влажные полотенца и тряпочки. Пригодится и широкоформатный лист бумаги, на котором ребёнок сможет проявить широту своего воображения посредством столь же широкой техники. В центрах Gymboree Play & Music "творческий беспорядок" - одно из ключевых составляющих программы по искусству. Дети могут рисовать на стенах и на широких поверхностях, причём все вместе - создавать единый шедевр. Конечно, многим из новичков приходится адаптироваться, прежде чем они почувствуют себя свободными к творчеству среди сверстников. Однако это хороший опыт обретения социальных навыков.

Вне зависимости от того, стремиться ли ваш ребёнок узнать причинно-следственные связи своих действий, или показать независимость в навыках работы с различными материалами, изобразительное искусство положительно влияет на эмоциональное развитие ребёнка особым путём. Как сказал профессор Эллиот Эйснер: "Искусство, откровенно говоря, не ради искусства. Оно ради всех нас".

Ванесса Галло, разработчик программ Gymboree Play & Music, педагог, магистр по специальности Психологии Развития.

теги: Творчество, gymboree play & music, программы и методики, раннее развитие

назад к блогу