25 июля 2016 года

"Второстепенные" факторы - и это важно для ребёнка!

Чаще всего мы выстраиваем отношения со своими детьми по зову естественных побуждений, руководствуясь своими понятиями "хорошего" и "плохого". Но не всегда то, что для большинства взрослых людей - хорошо, хорошо и для детей. И не всегда нам удаётся учитывать второстепенные, на наш взгляд, факторы, которые формируют в детском сознании такие понятия, как уверенность, доверие, вера в себя и индивидуальность. 

Монотонность и повторения. Если далеко не каждый взрослый человек способен мириться с монотонностью в повседневной жизни, то для ребёнка - это чуть ли не самый увлекательный способ выстраивать процесс познания мира. Малыши готовы по тридцать раз слушать одну и ту же сказку перед сном, смотреть один и тот же мультик, играть в одну и ту же игру. Такие повторения позволяют ребёнку раз за разом испытывать восторг и волнение от самых любимых моментов, понимая при этом, что их ждёт впереди. Пресловутое понятие "режим", на которое всегда уповает старшее поколение, действительно оказывается важным звеном в гармоничном развитии ребёнка. Ведь это та же самая монотонность, которая возникает при чтении одной и той же книги. Но нужно помнить, что режим - это ритм, а не выгравированный на граните свод правил. Одну и ту же песню можно играть с разными аранжировками и в совершенно разных стилях - пусть ваш ритм дня с ребёнком будет такой же песней. Когда вы чувствуете, что ребёнок утомился или, наоборот, взволнован (или тем более - если ждёт этого!), ритм можно немного поменять. Западные психологи уделяют много внимания психологическим биоритмам людей, и поэтому рекомендуют относиться к тяжёлым психологическим дням своего ребёнка, как к дням физической болезни: если малыш ведёт себя капризно, расстроен, не в духе, "встал не с той ноги", отложите важные дела, побудьте с ребёнком, придумайте что-нибудь интересное вместе. Это в иделе. На практике же -  не требуйте послушания, не торопите, не форсируйте. 

Предсказуемость. Этот фактор следует из предыдущих. Ребёнок чувствует себя уверенно, а главное защищённо, если проходить определённые ритуалы изо дня в день. Оттого малыш успешнее всего засыпает, если он вместе с родителем повторяет привычную ему комбинацию действий: помылся, выпил чай, почитал на ночь, послушал музыку, уснул. Малыш не томится, не скучает и не ждёт чего-то пугающего, если его предупредили, каким будет его день. Рассказывать о совместных планах можно совсем маленьким детям, даже грудничкам. Они всё понимают и запоминают! Если вы едете в гости к друзьям, предупредите малыша об этом заранее. Пусть малыш всегда знает, кто забирает его из детского сада по определённым дням недели. Отсутствие чёткого распорядка дня у нового поколения молодых родителей, чья деятельность связана с частичной занятостью, фрилансом или домашней работой, часто может стать причиной раздражительности, несобранности, рассеянности или безучастии их ребёнка. Эти совсем новые исследования описаны у психиатра и педиатра Кима Джона Пэйна в книге "Simplicity Parenting". Сделайте жизнь более предсказуемой - как для себя, так и для ребёнка - и вы вскоре заметите, как ваш малыш стал послушнее и спокойнее. 

Право на скуку. В век информационных технологий и бешеных темпов маленькие дети растут в насыщенном информационном поле с самого рождения. Конечно, нет причин объяснять, почему плюсы такого развития - весьма сомнительны. И если взрослых детей мы стараемся отгородить от некоторых проявлений информационных благ, не одобряем некоторые фильмы или, например, социальные сети, то маленькие дети почему-то оказываются "под обстрелом". Речь не об индивидуальном решении каждой семьи - давать смотреть мультики годовалому малышу или нет, - а о том, что когда двухлетний ребёнок заскучает, он скорее всего пойдёт достанет из маминой сумки iPad. Технологическая эволюция - это прекрасно, но не стоит слишком увлекаться ей. Дайте своему ребёнку право на скуку. Ведь именно скука пробуждает детскую фантазию придумывать и сочинять. Достаточно вспомнить себя в детстве, чтобы понять, что самые интересные и захватывающие игры в компании друзей происходили долгими летними днями в пору школьных каникул на даче у бабушки, где ни телевизор, ни более прогрессивные девайсы не манили заполнить скуку своим контентом. Та же идея относится к игрушкам. Выструганная палочка с натянутой верёвочкой - значительно более ценный "арбалет", рогатка или волшебный меч, чем купленный в детском магазине некачественный дешёвый продукт китайского производства. Пусть скука станет вдохновением к совместному творчеству, а не к походам по магазинам.

Самостоятельность. Поощрять и по достоинству ценить самостоятельность своих детей - это та сложная задача, которая будет снова и снова возникать перед нами в течение всей нашей жизни. И чем взрослее будут дети, тем сложнее нам будет совладать с их самостоятельностью. Ранняя же самостоятельность - чаще всего причина и восторженных возгласов, и ранних страхов. Он ещё такой маленький, зачем же он полез на самую высокую горку! Не трогай, обожжёшься! Не качайся, упадёшь! Не трогай, не твоё! На самом деле, нужно не забывать о том, что если годовалый малыш полез ручками в ведро с грязной водой и разлил воду по всей квартире за одно мгновение, он не "вредина" и не "хулиган", он собирался помочь маме помыть полы. И если малыш долго и старательно шёл к стулу, залез на него, затем залез на стол и уже нацелился на подоконник, не стоит подбегать с возгласом сирены и резко снимать его оттуда с криками: "Нельзя! Опасно!" Он с таким старанием шёл к этой цели! Не забывайте о таких важных мелочах и считайте про себя до пяти, прежде чем реагировать эмоционально на волнующие достижения ваших юных исследователей. Активность и любознательность, которая заложена в ребёнке природой, очень пригодится вам, когда он пойдёт в школу и отнесётся к этому, как к очередному приключению, а не обязательству.

Право желать. Та же идея относится и к избыточному количеству игрушек и подарков. Если у семьи есть возможность покупать всё, что просит ребёнок, это очевидное преимущество, которое, тем не менее, лишает его возможности желать. Мы дарим детям велосипеды ещё до того, как они успевают их захотеть. Старайтесь не опережать желания своих детей и не подавлять их. Можно захотеть и идти к цели, причём не только к вещественной. Именно это нам стоит поощрять как родителям. Впоследствии дети научатся быть настойчивыми и усидчивыми, в то время как мелкие неудачи не будут для них поводом опустить руки и сдаться на полпути.

Право на индивидуальный ритм. Здесь всё просто: пересмотрите ложное стремление вырастить ребёнка-вундеркинда, если оно у вас есть. Психологи говорят, что наше поколение родителей склонно идеализировать подход к воспитанию и ждать от детей определённых успехов в определённом возрасте. Если ребёнок даже в два года не ходит на горшок, в этом нет ничего страшного. Если он начинает самостоятельно ходить без поддержки только ближе к полутора годам, это тоже не повод диагностировать задержку развития. Если он не разговаривает до трёх, надо просто запастись терпением и ждать. Большинство родительских волнений - это лишь повод поволноваться, в то время как лучше просто наслаждаться сегодняшним днём и не опережать события.

И ещё: только доверие и любовь способны подсказать нам, что действительно нужно нашим детям. Мы ценим родительско-детские взаимоотношения и ежедневно являемся свидетелями мудной и трогательной любви родителей и детей. Познавайте тайну раннего детского развития вместе с Gymboree Play & Music.

теги: gymboree play & music, воспитание детей, программы и методики, раннее развитие

назад к блогу